3 мировых тенденции в области продуктов питания: как производителю продуктов питания извлечь из них выгоду?

Потребительские тенденции не только служат источником новых возможностей для производителей продуктов питания, но также и вынуждают их решать непростые задачи. Далее мы рассмотрим три глобальных тенденции и объясним, что они означают для производителей продуктов питания.

Пастообразные продукты и соусы в мисках

ЧИСТАЯ ЭТИКЕТКА

Среди покупателей все чаще пользуется спросом натуральная еда, изготовленная из небольшого количества узнаваемых ингредиентов. Это означает, что при изготовлении продукта не применяются или практически не применяются пищевые добавки и химические вещества — отсюда и название: «чистая этикетка».

Наглядный пример: майонез

Производителей майонеза тенденция роста потребления продуктов с «чистой этикеткой» побуждает разрабатывать новые рецепты с высоким содержанием полезных, привычных ингредиентов и низким содержанием искусственных ароматизаторов, консервантов и других пищевых добавок. 

«Люди делают выбор в пользу здоровых и более натуральных продуктов», — объясняет Пернилла Тоффт, менеджер подразделения Tetra Pak по решениям для производственных линий. Покупатели все чаще принимают осознанные решения с учетом того, как их выбор повлияет на них самих и экологию планеты. Они сами оценивают, что полезно для их организма и для окружающей среды. Кроме того, благодаря широкому распространению доступной информации повысилась грамотность и осведомленность людей». 

На примере майонеза можно видеть, как продукты с «чистой этикеткой» пользуются все большим спросом. Его стараются изготавливать на основе экологически чистого и натурального рецепта, для чего отказываются от консервантов, стабилизаторов и пищевых добавок с буквенным кодом E.
Для соусных приправ, в том числе томатного кетчупа, проблема рецепта в большей степени связана с отказом от использования сахара. «Отказ от добавления сахара — это требование, которое становится актуальным для многих продуктов, включая кетчуп», — говорит Тоффт.

Более экологически чистые и натуральные рецепты

«Чистая этикетка» продукции, которая, к примеру, не содержит сахара или имеет натуральный состав благодаря отсутствию в нем консервантов, способствует тому, что товар лучше продается и в целом выгодно отличается от конкурирующих продуктов.

Для производителей такая тенденция не только открывает новые возможности, но и создает новые проблемы. Для воплощения идеи «чистой этикетки» на практике может потребоваться доработка рецептуры, а также изменение или модернизация производственного процесса, что, в свою очередь, повлечет дополнительные расходы.

По словам Тоффт, эти расходы могут быть компенсированы благодаря расширению доли рынка и увеличению прибыли, а также, возможно, за счет более высокой маржинальности продукта в том случае, если он является более привлекательным и востребованным. 

«Если ваш продукт выгодно выделяется на фоне конкурентов, инвестиции в него окупятся», — заключает она. «Более экологически чистый технологический процесс также предполагает сокращение отходов производства, благодаря чему повышается выход продукции и ее окупаемость». 

ЗДОРОВЬЕ И ПОЛЬЗА ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНЕЕ ВСЕГО

Повышенный интерес к здоровому питанию в свою очередь способствует росту интереса к вкусным и питательным продуктам, которыми удобно перекусить. С ростом числа веганов и вегетарианцев — а четверть современных американцев в возрасте от 25 до 34 лет принадлежит к одной из этих групп — всё больше покупателей в качестве альтернативы мясу рассматривают растительные источники белка.  

Наглядный пример: хумус

Блюда из хумуса становятся всё более популярными в качестве вкусной и полезной закуски. Пастообразные продукты являются основным источником растительного белка, пищевых волокон, а также полезных минералов и витаминов. Кроме того, исследования продемонстрировали связь между их употреблением и улучшением состояния кишечника и пищеварения, а также сниженной воспалительной активностью и уровнем сахара в крови.
Неудивительно, что среди растительных пастообразных продуктов именно у хумуса существует наиболее количество разновидностей. «Когда-то на полках супермаркета можно было найти только традиционный хумус. Сейчас существует множество его разновидностей с различными вкусами — от чили до шоколада», — рассказывает Хелена Арф, технолог компании Tetra Pak.

Рост потребления растительных белков

Вместо нута, из которого традиционно готовился хумус, сейчас используют и другие бобовые: белые и черные бобы, бобы эдамамэ.

Между тем, в стремлении к «чистой этикетке» (см. выше) производители все чаще исключают из состава хумуса искусственные консерванты, обычно используемые при производстве продукта, предназначенного для хранения в охлажденном виде. 

При этом, говорит Арф, в процессе производства необходимо неукоснительно придерживаться строгих стандартов безопасности для пищевой продукции. «Если вы не собираетесь использовать консерванты, чтобы препятствовать росту бактерий, нужно с самого начала обеспечить их очень низкое количество в продукте. Чтобы этого добиться, требуется соответствующая переналадка производственной линии».

Стремительный переход к быстрому питанию является еще одной тенденцией, с которой сталкиваются производители хумуса. Некоторые производители уделяют особое внимание асептической упаковке продукта, обеспечивающей длительный срок хранения при комнатной температуре.

«Традиционный хумус охлаждают и упаковывают в пластиковую посуду. Если ваша продукция упакована асептическим методом, ее доступность для потребителя повышается», — утверждает Арф.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Современные покупатели все чаще считают, что предприятия пищевой промышленности должны снижать потребление ресурсов при обработке и производстве продуктов питания. Это означает, что для производителей продуктов питания сейчас наиболее актуально снижать эксплуатационные расходы посредством экономии потребления энергии и воды. При этом необходимо следить за влиянием, которое такие меры оказывают на качество продукции.

Наглядный пример: пастообразный сыр

«Покупатели стремятся выбирать продукты, произведенные наиболее экологичным и рациональным способом», — считает Эрик Бёрьессон, специалист Tetra Pak по производству пастообразных сыров. «В сфере производства пастообразных сыров среди производителей наметилась тенденция выпускать больше с меньшими издержками». 

Это означает сокращение непроизводительного расхода продуктов и ингредиентов и снижение углеродного следа предприятия за счет более энергоэффективного техпроцесса. 

Десять лет назад основным стимулом для сокращения потребления энергии и ресурсов было снижение расходов производителя. Сегодня аналогичным стимулом становится потребительский спрос на продукцию, производство которой соответствует принципам устойчивого развития. 

В производстве сливочного сыра считается, что классический техпроцесс с использованием свежих ингредиентов дает продукт с наивысшим сочетанием качества вкуса и текстуры. Тем не менее, поставщики ингредиентов непрерывно работают над созданием аналогичного по качеству продукта, но с рецептурой на основе порошкообразных ингредиентов. 

Бёрьессон объясняет: «При производстве сливочного сыра по классическому рецепту образуется большое количество воды, которая впоследствии удаляется из продукта на этапе концентрирования. Используя вместо этого рецепт с рекомбинированными ингредиентами, можно достичь требуемой концентрации продукта уже на этапе смешивания и, таким образом упростить техпроцесс.

Экологически рациональное производство с использованием высокотехнологичных решений 

Идея использования сухого молока вместо свежего кажется многим производителям экологически рациональной по многим причинам. В результате такой замены образуется меньше отходов производства и сокращается объем работ по очистке технологического оборудования. Кроме того, требуется меньше воды и моющих средств. 

Бёрьессон отмечает, что при использовании рецептур на основе порошков в смесь можно добавлять и другие ингредиенты — например пахту, оставшуюся после производства масла.

«Идея извлечения прибавочной стоимости из побочного продукта привлекает производителей. При этом им представляется отличная возможность продемонстрировать экологическую рациональность производства своей продукции», — говорит он.

Использование порошкового молока также открывает для производителей возможность изготовления пастообразных продуктов с длительным сроком хранения при комнатной температуре. Кроме того, становится возможной доработка рецептуры для производства разновидностей продукта, подходящих для вегетарианцев и веганов, число которых постоянно растет.
«Например, молочный жир в сыре можно заменить жировой растительной смесью и таким образом получится продукт на растительной основе», — приводит пример Бёрьессон. «А если добавить в сыр горох или соевый белок, то он будет веганским». 

Как производители продуктов питания могут воплотить в жизнь концепцию «чистой этикетки»? Читайте наше руководство для производителей, которое поможет вам извлечь выгоду из растущей тенденции на потребление таких продуктов. 

Соусы в пиалах

Попробуйте вкус успеха с эмульгированными соусами

Как изготовить соус требуемого качества и не разориться на производстве?

Хумус и хлеб

Попробуйте вкус успеха с хумусом

Планируете выйти на этот быстро развивающийся рынок или расширить существующее производство? У нас есть оборудование и знания, которые помогут вам в этом!

Сливочный сыр и инжир

Попробуйте вкус успеха с пастообразным сыром

Наша обширная база знаний по технологиям производства поможет вам добиться максимальной производственной эффективности, а производимая продукция в полной мере удовлетворит запросы покупателей.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​3 global food megatrends and how food manufacturers can capitalize on them

Consumer trends create constant opportunities for food producers but also present production challenges. Here we explore three current global megatrends and explain what they mean for food manufacturers.

Spreads and dips in bowls

​​CLEAN LABEL

Food shoppers increasingly demand natural products with a simple list of recognisable ingredients. This means fewer, or no, artificial additives or synthetic chemicals – and hence a “clean label”.

Example – mayonnaise

In mayonnaise, the growth of clean label is encouraging manufacturers to develop new formulations that are high in wholesome, familiar ingredients and low in artificial flavours, preservatives and other additives. 

“People are making healthier choices and looking for more natural products,” explains Pernilla Tofft, line solution manager at Tetra Pak. Consumers increasingly make conscious decisions about how their choices impact themselves and the planet. They consider what’s good for their body and what’s good for the environment. They are also more informed and aware because there’s so much information available out there.” 

Mayonnaise is one product where clean label varieties are gaining ground. Here, the focus is on removing preservatives, stabilizers and E-numbers to create a cleaner, more natural, recipe.
In condiment sauces, including tomato ketchup, the challenge is more about removing sugar. “No added sugar is a claim that’s really booming in many products, including ketchup,” Tofft says.

Cleaner, more natural recipes

A cleaner label that is free from, say, sugar or that is more natural because preservatives have been removed is a positive sales argument and makes your brand stand out on the shelf as a healthier choice.

For manufacturers, this presents both a challenge and an opportunity. A cleaner label may require recipe changes and adjustments or upgrades of the production process that require investment.

According to Tofft, these expenditures can be more than offset by higher market share and revenue, and possibly a higher margin, when you make your product more unique and sought-after. 

“Being unique and standing out from competition will enable you to recoup your investment,” she says. “A cleaner production process will also reduce potential product waste, which will increase your yield and improve your payback even more.” 

HEALTHY/GOOD FOR ME

An increasing focus on healthy eating is driving growing awareness of foods that can combine taste and convenience with nutritional benefit. With numbers of vegans and vegetarians booming – a quarter of 25- to 34-year-old Americans are now one or the other – more and more consumers are seeking out alternative plant-based sources of protein.  

Example – hummus

Hummus is increasingly popular as a tasty, healthy snack. The spread is a prime source of plant protein, dietary fibre and healthy minerals and vitamins – and has been linked by researchers to improved digestion and intestinal health, lower inflammation and better control of blood sugar levels.
Not surprisingly, hummus is leading the charge towards a broader variety of plant-based spreads. “Once you would only find traditional hummus on a supermarket shelf. Now there are varieties containing everything from chilli to chocolate,” says Helena Arph, technology specialist at Tetra Pak.

Plant-based proteins are booming

Indeed, the definition of hummus – traditionally made from chickpeas – is being broadened to include different bean bases, including white beans, black beans and edamame.

Meanwhile, the quest for clean label (see above) is pushing manufacturers to try to eliminate the artificial preservatives typically used in hummus produced for chilled storage. 

That, Arph says, demands rigorous standards of food safety in the production process. “If you don’t use preservatives to hinder bacteria growth, you need to ensure a very low bacteria count from the beginning. That means adjusting your production setup accordingly.”

A rapid shift to on-the-go consumption is another trend that hummus producers are embracing. Some manufacturers are turning their attention to aseptic varieties with a long shelf life that do not demand refrigeration.

“Traditional hummus is chilled and packaged in a plastic cup. If you make it aseptic it’s a much more accessible consumer experience,” Arph says.

SUSTAINABILITY

Modern consumers increasingly expect the food industry to minimize the resources used in food production and processing. For food manufacturers, this means focusing harder than ever on reducing their total cost of ownership by minimizing energy and water use – while keeping track of the influence of such choices on product quality.

Example – spreadable cheese

“Consumers want the products they buy to be more sustainable,” says Tetra Pak’s Erik Börjesson, a specialist in spreadable cheese production. “In spreadable cheese, there’s a general desire among producers to do more with less.” 

This means curbing food and ingredient wastage during production, and reducing carbon footprint through a more energy-efficient process. 

A decade ago, producers were motivated to reduce their energy and resource use largely by cost considerations. Today, consumer demands for more sustainable production are just as much of a driving force. 

In cream cheese production, the classic process – based on fresh ingredients – is still considered to result in the highest possible product quality in terms of taste and texture. However, ingredient suppliers are continuously working on providing the market with recipes resulting in similar products, but based on powdered ingredients. 

Börjesson explains: “In classic cream cheese you process a lot of water that is later removed from the product in a concentration step. By instead using a recombined process, you can reach the desired concentration already in the mixing step and thereby get a less complex solution.

Process sustainability with smart solutions 

Using milk powder instead of fresh milk attracts producers as a sustainable solution on multiple fronts. It results in less product waste and also requires less cleaning during the production process. This reduces water and detergent use. 

Börjesson notes that powder-based formulations also enable manufacturers to incorporate other ingredients – such as buttermilk left over from butter production – into their mix.

“It’s very appealing to be able to make a value-added product from leftovers. It ticks a lot of sustainability boxes in the producer’s eyes,” he says.

Using powder also opens the door for producers to make ambient spreads with a long shelf life. Alternatively, it enables them to modify their recipes to produce varieties that meet the vegetarian and vegan megatrend.
“For example, you can remove the milk fat and replace it with vegetable-based fat blend and make a vegetable-based product,” Börjesson says. “Alternatively, you can add in pea or soy protein to make it vegan.” 

How can food producers go ‘clean label’? Read our producers’ guide to help you embrace the clean label trend. ​​​​

Sauces in bowls

Taste success with emulsified sauces

Learn how to make them, how to achieve the right quality, and how to keep production costs under control.

Hummus and bread

Taste success with hummus

Planning to enter this booming market, or expand your existing production? We have the equipment and expertise you need.

Cream cheese and figs

Taste success with spreadable cheese

Achieve maximum production efficiency and full consumer satisfaction by tapping into our extensive know-how.